Школа должна быть не тоннелем, а многополосной вылетной магистралью

Школа должна быть не тоннелем, а многополосной вылетной магистралью

Во вторник, 5 декабря, были оглашены результаты последнего международного исследования уровня читательской грамотности в младшей школе PIRLS. Самую высокую оценку — 581 балл, — получила Россия, опередив таких признанных образовательных лидеров, как Сингапур и Гонконг. Абсолютным же победителем стала Москва с невиданным прежде средним баллом — 612.  В то же время, как показали аналогичные исследования, по уровню математической грамотности 15-летних школьников российская столица заняла 6-е место в мире, а по естественно-научной оказалась во второй десятке.

Комментируя результаты международных «замеров», министр правительства Москвы, руководитель департамента образования Исаак Калина заявил, что они превзошли все ожидания. Поскольку в предыдущие годы Москва входила в число первых 40 стран образовательного рейтинга, то надеялись попасть в тридцатку лучших. Успех московских школьников Исаак Калина объяснил созданной в столице за последние пять-семь лет качественной системой дополнительного образования.

Школа должна быть не тоннелем, а многополосной вылетной магистралью

Вместе с тем он отметил, что, если не изменить сроки начала изучения физики и химии, то и в следующих исследованиях естественно-научной грамотности Россия серьёзно не продвинется. Наши школьники к 15 годам только второй год изучают физику, а химию так вообще первый, в то время как во многих странах естественные науки изучаются с гораздо более раннего возраста.

То, что по читательской грамотности учащихся начальных классов РФ и Москва добились таких успехов, произошло не случайно, считает заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член корреспондент Российской академии образования Евгений Ямбург.

«Это результат очень напряженной работы, незаметной непрофессионалам, по внедрению федеральных государственных стандартов второго поколения. Современных детей мы учим по-другому, чем когда-то учили их родителей. В стандартах, помимо предметных результатов, заложены и метапредметные результаты, то есть, умение детей работать с любой информацией, задействовать личностные смыслы в развитии ребенка. Этот опыт внедрения стандартов в начальной школе уже пройден. Сейчас мы подходим к внедрению федеральных стандартов на уровне 5-6 классов. Быстрый результат в педагогике всегда обманчив, нужно двигаться step by step, шаг за шагом», — отметил Ямбург.

Школа должна быть не тоннелем, а многополосной вылетной магистралью

При этом академик подчеркнул, что главное — не сворачивать с этого пути, и, если не отступим и не загубим внедрение второго поколения стандартов для средней школы конъюнктурными и политическими вещами, то обязательно добьемся успеха.

«К сожалению, сейчас многие пытаются пиариться на теме образования. Каждый непрофессионал старается внести свои пять копеек: то предлагают ввести предмет «Семейные ценности», то «Разборку мусора», то еще что-нибудь. Но в таких случаях всегда встает вопрос: за счет чего вы хотите это сделать? За счет сокращения часов на изучение математики, физики, русского языка? Это очень тонкий вопрос, который в электоральный период приобретает политический оттенок, что очень плохо… Ни в коем случае нельзя допустить нарушения технико-гуманитарного равновесия», — сказал Ямбург.

При этом академик напомнил опыт Японии. Когда после Второй мировой войны страна должна была выйти из вороха своих проблем, японцы построили образовательную программу удивительным образом: увеличили часы на изучение литературы, музыки, живописи, потому что нужно было расчистить сознание и очистить души людей.

Школа должна быть не тоннелем, а многополосной вылетной магистралью

«Это нисколько не помешало их модернизации, а напротив — способствовало экономическому подъему. Поэтому нельзя допускать перекосов в школьной программе», -заключил академик.

В Москве сегодня очень много делается для повышения уровня образования детей, причем начиная с детского сада. Как рассказала корреспонденту сайт заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук, депутат Мосгордумы Ирина Ильичева, учитывая, что дошкольные отделения входят в состав образовательных комплексов, малыши имеют возможность занимаются естественными науками с трех-четырех лет.

«У нас сегодня сложилась абсолютно другая материальная база в школах. У нас есть медицинские классы, инженерные классы. В школе 1409, которой я руковожу, уже много лет реализуется курчатовский проект. На базе этих лабораторий открыто большое количество факультативов. Объединяются дети абсолютно разных возрастов, которые увлекаются тем или иным предметом. То есть, мы не ждем изменений в федеральном законодательстве, а работаем. Мы давно пришли к выводу, что чем раньше дети практическим и теоретическим образом будут знакомиться с физикой, химией, биологией, тем лучше для их развития. На мой взгляд, это очень важно. В кружки по химии, биологии, которые мы сегодня называем уже не кружками, как в прежние годы, а научно-исследовательскими объединениями, дети приходят гораздо раньше, чем они начинают изучать эти предметы по школьной программе», — рассказала Ирина Ильичева.

Школа должна быть не тоннелем, а многополосной вылетной магистралью

При этом она подчеркнула, что столичные школы работают в тесном содружестве с коллегами из регионов. В сентябре в Москве прошел образовательный форум, на прошлой неделе состоялась конференция департамента образования, куда были приглашены коллеги со всех уголков России.

«На этой неделе школа, которую я возглавляю, принимает делегацию из 100 человек. К нам приехали заведующие детскими садами, которым мы демонстрируем малые научно-исследовательские лаборатории естественно-научного цикла.  Трех-четырехлетние малыши уже имеют оборудование, с помощью которого они получают первичные знания в этих областях. И у меня нет никакого сомнения в том, что мы будем продвигаться вперед в этом направлении и дальше… Сегодня обязательно нужно учитывать мировые тренды. И если дети в своем развитии уходят далеко вперед, не нужно останавливать время. Образованию тоже нужно двигаться вперед. Но вопрос изменения школьных программ очень глубокий и требует решения на федеральном уровне. Ведь в учебных планах не должно быть перегруза», — подчеркнула Ильичева.

Школа должна быть не тоннелем, а многополосной вылетной магистралью

Таким образом, система дополнительного образования сегодня становится не просто развлечением, а серьёзной поддержкой школе. Местами в дошкольных группах детских садов в составе школ сегодня в Москве обеспечены все желающие. В столице введен единый повышенный норматив финансирования всех школ, а не только для лицеев и гимназий, как было прежде. Повышаются зарплаты учителям. Школы массово оснащаются электронным и компьютерным оборудованием. Но главное, с введением с 2012 года электронной записи в школы и переходом на финансирование по принципу «деньги следуют за школьником» началась реальная конкуренция школ за учеников.

Совершенно очевидно, что если российское образование будет следовать выбранному курсу, то скоро российские старшеклассники также окажутся на первом месте во всех международных «замерах», обогнав с большим отрывов зарубежных сверстников.

«Наши дети живут и будут жить в другом мире, чем жили мы, поэтому у них и другие возможности для развития своих способностей… Мы стараемся сделать так, чтобы московская школа была не тоннелем, а многополосной вылетной магистралью. Только в этом случае у школьника появится возможность при необходимости перестраиваться с одной полосы на другую, не сбиваясь с дороги», — убежден Илья Калина.